Обо мне

Моя фотография
Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории. Профессиональный стаж 18 лет. Нахожу вдохновение и удовлетворение от своего труда. Считаю звание «педагог» не профессией, а призванием. Благодарна судьбе за возможность влиять на будущее посредством развития умственных, духовных и нравственных качеств своих воспитанников.

воскресенье, 24 апреля 2011 г.

« СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ДОУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»


В.А.Сухомлинский отмечал ,что музыка является самым чудодейственным, самым  тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности…  Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.                                                                                    
Действительно, музыка является одним из богатейших и действенных средств художественно-эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства детей.  Детский сад является первым  учреждением, который оказывает большое влияние на развитие музыкальных способностей ребенка, его мировоззрения.                                                                                                                               С глубокой древности музыка считалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в различные эпохи. С давних пор считается, что музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует его вкусы, обогащает эмоциональный мир. Поэтому необходимо начинать музыкальное воспитание детей как можно раньше, на музыкальных занятиях приобщать ребенка к яркому многообразию музыкальной культуры, комплексно воздействовать на развитие детей в духовном, культурном, личностном плане. Дошкольный возраст- период, когда закладываются и развиваются  способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, и в этом большую роль должно играть дошкольное учреждение, так как ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен и способен проявлять творчество. Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы  получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью. Поэтому важно развивать предпочтения, интересы, потребности, вкусы детей, то есть формировать музыкально – эстетического сознание.
Среди основных целей музыкального воспитания в нашем детском саду можно выделить:
  • ·         Развитие музыкальных и творческих способностей (с учетом возможностей каждого ребенка);
  • ·         Формирование начала музыкальной культуры, помощь в формировании общей духовной культуры;

Музыкальные занятия базируются на игровых методах и сочетании совместной музыкальной деятельности. 
Основные задачи, которые мы ставим перед собой :
  1. ·         Способствовать раннему развитию ребенка через комплексную музыкальную деятельность;
  2. ·         Помочь детям дошкольного возраста в увлекательной форме войти в мир музыки;
  3. ·         Создать предпосылки для формирования творческого мышления;
  4. ·         Способствовать практическому усвоению музыкальных знаний;
  5. ·         Формировать готовность к последующему обучению;
  6. ·         Развитие навыков общения и соучастия: контактности, доброжелательности, взаимоуважения;
  7. ·         Формирование у детей качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности, свободы мышления, индивидуальности восприятия.

Интересно и увлекательно в ДОУ прошли открытые занятия на темы:
  • ·        «Путешествие по симфонической сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк»»;
  • ·        «В стране музыкальных инструментов»;
  • ·         «С Марией и Мирабеллой спасаем друзей» - музыкально – валеологическое занятие;
  • ·        «Масленица – краса весну принесла»;
  Помимо музыкальных занятий, с целью развития способностей детей,  в нашем детском саду работают два кружка «До-ми-соль-ка» и «Экология души». Считаем, что их работа оптимизирует образовательный процесс и способствует полноценному развитию творческой личности ребенка.
Деятельность каждого из кружков нацелена на развитие музыкальных способностей детей. В кружке «До-ми-соль-ка» руководитель Фомина О.В. знакомит детей с начальной музыкальной грамотой, детскими музыкальными инструментами, приемами игры на них. Свои знания и умения дети демонстрируют  на  праздничных концертах, утренниках, развлечениях, родительских собраниях, и в свободной музыкальной деятельности.
Создавая кружок «Экология души», мы преследовали цель продолжить работу по патриотическому воспитанию детей, начатую несколько лет назад.
Для развития у детей чувства гордости за свою Родину, осознания принадлежности к великой стране и великой нации. На занятиях кружка руководитель Фомина О.В.  знакомит детей с произведениями музыкального и устного фольклора, которые в интересной и занимательной форме передают детям народную мудрость, накопленную многими поколениями, и приобщают к прекрасному. В ходе работы кружка, дети знакомятся с народным фольклором, датами народного календаря, с укладом жизни, обычаями русского народа. Занятия всегда вызывают у детей большой интерес, приносят им радость, создают хорошее настроение, обеспечивают эмоционально – психологическое благополучие, без которого невозможны творческие проявления. С большим интересом дети участвовали в занятиях на темы:
·        «Россия – Родина моя»;
·        «Покровские посиделки»;
·        «Масленица – краса весну принесла»;
·        «Без частушек прожить можно, да вот что-то не живут»;
·        «Куколка – столбушка – лоскутная подружка».
Конечно,  полноценное развитие  музыкальных способностей у дошкольников невозможно без помощи родителей. Поэтому наши педагоги ведут работу по тесному взаимодействию с семьями воспитанников. Для этого
·         Выпускается информационная внутрисадовская  газета «Ручеёк». С её страниц родители узнают о передовых методах музыкального воспитания ребенка, советах специалистов. Освещены следующие темы: «Домашний оркестр», « Мамина песня», «Использование музыкотерапии в совместной деятельности с детьми», «Воспитательная проблематика фольклора».
·         Проведены совместные праздники, развлечения, открытые занятия; («Праздник воздушных шаров»; «Осеняя сказка» «Подарки из яйца»; Конкурсные программы «Добрые молодцы», «Поможем Машеньке»)
·         Интерес у детей и родителей вызвало и проведение дней искусства (театрализованные представления: «Сказ про трех волков и одного козла»; «Чья мама лучше?»; музыкально – литературные композиции: «Поэзия доброты»; «Концерт для мамы».
·         Анкетирование  родителей  показало, что 89% родителей считают важным развитие музыкального вкуса у детей;
·         Выпуск брошюр для родителей по руководству музыкальным творчеством дошкольников; «Музыкальная тетрадь»
·         Сведения о  культурно – досуговых мероприятиях,  проводимых  в детском саду педагоги,  помещают на страницы сайта детского сада
·         Устраиваются совместные выставки работ: «Лоскутное одеяло для куклы»; «Самый веселый колпачок»; «Музыкальные инструменты из бросового материала».
По данным мониторинга, к концу учебного года 90-92% выпускников усваивают программу по музыкальному воспитанию на высоком и среднем уровне, что позволяет говорить о позитивной динамике в развитии дошкольников.
О положительных результатах в развитии музыкальных способностей дошкольников МДОУ детсада№1, говорит и тот факт, что в 2007-08 учебном году 44% выпускников поступили в хореографический класс, «Школу искусств», « Пируэт». В 2008-09 уч.г.- 55%, а в 2009-10 уч.г.- 60%

Считаем, что на процесс музыкального воспитания дошкольников огромное влияние оказывает: 
-создание условий в ДОУ;
- внедрение элементов новых технологий на музыкальных занятиях;
- привлечение родителей;
- мастерство музыкального руководителя;
-взаимодействие педагогов.                                                                                                                       
 Заключение:
Таким образом, можно отметить, что создание условий, организованная работа педагогов и родителей  позволяет открыть для ребенка мир духовного и творческого развития.

2 комментария:

  1. Сейчас ни для кого не секрет, какое влияние оказывает музыкальное воспитание на умственное развитие детей. Возможно, даже более значимое, чем любая другая деятельность. И внедрение передовых педагогических технологий в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

    ОтветитьУдалить
  2. Издавна считалось, что дать ребенку музыкальное образование, это непременный атрибут хорошего воспитания. В дворянских семьях даже не возникало вопроса учить ребенка музыке или нет. Ведь именно музыкальное воспитание обогащает духовный, внутренний мир человека, делает его эмоциональным. А на данном этапе это очень актуально. Не дать вырасти нашим детям черствыми и сухими людьми.

    ОтветитьУдалить