Из опыта работы музыкального руководителя
Фоминой Оксаны Викторовны
высшая квалификационная категория
Цель: сохранять национальные традиции, приобщать детей к истокам русской народной культуры, воспитывать у детей умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развивать умения и навыки исполнительской деятельности.
Задачи:
- познакомить детей с фольклорным наследием русского народа;
- познакомить со старинным бытом, существовавшим на Руси;
- познакомить с пословицами и поговорками;
- обогащать словарный запас детей разнообразными художественными эпитетами;
- познакомить с русскими народными инструментами;
- сделать платковую куклу.
Ход занятия
Звучит фонограмма русского народного наигрыша, воспитатель, вместе с детьми, входят в зал и исполняют хоровод.
Музыкальный руководитель (одетый в народный костюм)
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
- Рассаживайтесь, милые детушки, поудобнее. А собрались мы здесь сегодня восславлять Родину нашу, позабавиться, да потешиться, воспевая наше Отечество. Наше Отечество, наша родина как зовется?
Дети. Матушка Россия.
Педагог:
- Верно, Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. А Родиной зовем потому, что мы в ней родились, и все здесь родное: и язык наш, и рябинушка кудрявая, и реченька быстрая, и травушка шелковая. Какие добрые слова можно сказать о Родине нашей?
Девочка.
Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля –
Это русское раздолье, это русская земля!
Мальчик.
Вижу горы и равнины, вижу реки и моря –
Это русские картины, это Родина моя!
Педагог. - Недаром говорят, что Родина, как и мама, у человека одна.
Крепко любили свою Родину русские люди и сложили о ней много пословиц. Знаете ли вы их?
Дети произносят, пословицы, выученные на предыдущих занятиях:
· Родина любимая - что мать родимая.
· Человек без Родины, что соловей без песни.
· Своя земля и в горсти мила.
· На родной сторонушке - рады и воронушке.
· Родной куст и зайцу дорог.
Педагог.
- Русский народ славен дружбой и силой. Почему говорят, что он радушный и гостеприимный?
Дети. Потому, что принимал гостей, чаем, пирогами угощал.
Педагог.
-Дружный и отзывчивый – это как понимать?
Дети.
- Дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай.
Педагог.
- Правильно, делали одно дело. Одному человеку справиться трудно было. И никто никогда в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, жилось в них хорошо. Как называлась самая лучшая комната в избе?
Дети.
-Горница.
Педагог.
- Кого в ней принимали?
Дети.
-Гостей.
Педагог.
- Как гости в избу входили?
Дети.
-Кланялись.
Педагог.
- А почему?
Дети.
- Дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось при входе кланяться, не то шишку можно было на лбу набить
Педагог.
- Отгадайте мою загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике – мучка, в мучке – жгучка»
Дети.
- Печь!
Педагог.
Правильно. В избе – печь, в печи – зола, в золе – жар.
Дети читают стихи о печке.
Ребенок.
Как уютно в нашей горнице!
Спозаранку печка топится.
Котик лапкой умывается,
Наша сказка начинается.
Ребенок.
На дровах огонь, пламя шустрое,
О тебе рассказ, печка русская.
Вьется из трубы дым чуть свет,
Печки нет в избе, значит, жизни нет.
Педагог.
_ Почему так говорили: «Печи нет – жизни нет»?
Дети.
- Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки.
Педагог.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Ну, а деток спать уложит.
И сверчок поет где-то рядышком
Хорошо с тобой, печка - матушка!
- Левый от печки угол называли «красным», красивым. Это было особое место для гостей. Русский народ славился гостеприимством, и по этому поводу им было придумано много поговорок.
Игра «Я начну, а ты – закончи»
Описание.
Ведущий кидает одному из детей мячик и произносит начало поговорки, а ребенок, поймав мяч, должен закончить поговорку.
· «Для дорогого гостя – и ворота настежь».
· «Хозяин весел – и гости рады».
· «Много гостей – много новостей».
· «Что есть в печи – на стол мечи».
· «С миру по нитке – нищему рубашка».
· «Как аукнется, так и откликнется».
· «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Педагог.
- Соберутся гости, и начинается гуляние. На гуляниях всегда было очень весело: музыканты инструменты брали и весело играли. А ну, кто хочет гостей повеселить, бери инструменты да выходи вперед!
Дети исполняют р.н.п «Калинка – малинка», аккомпанируя на детских музыкальных инструментах.
Педагог.
- Музыканты, молодцы! Так весело играли, что и нам теперь не сидится на месте. Я вам предлагаю поиграть немного, поразмять ножки молодые.
Игра «Скок – скок – поскок»
Скок, скок – поскок,
Молодой дроздок
По водичку ходил,
Коромысло носил.
Да неловко ступил
Сапожок водой залил.
Зацепил ногой ведро –
Все вокруг залило.
Испугался дроздок
И пустился наутек
Дети разбегаются, а « дроздок» их ловит.
Педагог.
-Надо полечить дрозда, к больной ножке приложить подорожник, травку целебную.
Дети: А правда, ли, что в старину совсем не было врачей?
Педагог.
-Правда, без больницы люди жили. Знахари больных лечили: от озноба – зверобоем, от зубов льняным настоем, от ожогов бузиной, а от ран – землей родной! А вы знаете, что в крапиве витаминов больше, чем в моркови и ягодах облепихи?
Ребенок. А я знаю, что когда болеешь, нужно есть ячменную кашу!
Педагог.
- Правильно. Когда к обеду подают перловую кашу, не фыркайте, нос не воротите, а ешьте с уважением: это одно из самых древнейших зерен, выкормивших наш народ!
А вот послушайте загадку:
Деревянная подружка,
Без неё мы – как без рук,
На досуге – веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот
И обжечься не дает.
Дети. Деревянная ложка!
Воспитатель раздает детям деревянные ложки.
Педагог.
- Сама не ест, а всех кормит. Это тоже про ложку. Ложки вырезали из липы. Затем их расписывали и раскрашивали. Видите, какими они стали яркими и красивыми. Чтобы не обжечься горячей кашей, наши предки придумали дуть на ложку. Давайте и мы с вами представим, что перед нами горячая пища и хорошенько подуем на ложку.
Дыхательное упражнение: «Подуй на ложку»
Цель: Подготовить детей к пению. Работать над певческим дыханием.
Педагог. А теперь покажем нашим гостям, что ложка и веселиться помогала.
Песня «Как пошли наши подружки»
Педагог.
- Вот какие молодцы, ребята! А какие вы еще знаете народные инструменты.
Дети: (перечисляют) Балалайка, дудочка, рожок, трещотки, жалейка, гусли.
Педагог.
-Правильно, а теперь, коли охота, выходите поиграть. Кто считалочку расскажет, и водящего покажет?
Один из ребят произносит одну из считалочек, разученных ранее, и выбирает «дрозда».
Игра «Ворон»
Ой, ребята, та-ра-ра.
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе – воронок.
Ворон в красных сапогах,
Позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу.
Он играет во трубу.
Труба точенная, позолоченная,
Труба ладная, песня складная.
Педагог.
- В те стародавние времена дети тоже любили поиграть. Были у них и свои игрушки. Это были луки, скакалки, музыкальные свистульки и другие. Но все же некоторые игрушки дошли до нас с тех времен. Например, мяч.
Только выглядел он несколько иначе. Его шили из тряпок и из кожи, выплетали из полос лыка, набивали шерстью, мхом, волосом, нередко добавляя туда и маленькие камушки или горошины, чтобы мяч «звучал». А как вы думаете, были в то время куклы? (Ответы детей)
Правильно. Кукла имелась в каждой семье. Девочка сама шила её. Так училась заниматься рукоделием: шить, вышивать. Но только у тех кукол не было лиц. Раньше считалось, что если у куколки будут глаза, нос, рот, то в неё может переселиться душа ребенка.
Ребята, а где мы недавно с вами были на экскурсии?
Дети. В краеведческом музее.
Педагог. А что вам там понравилось?
Дети. Понравилось рассматривать предметы старины, и мастерить оберег - домовенка.
Педагог.
- Вам понравилось своими руками мастерить домовенка? А хотите попробовать сделать маленькую куколку, чтобы она стала подружкой вашего домовенка? Ну, тогда приступаем.
Дети подходят к банкеткам, на которых размещены заготовки для куколок, и занимают свои места. Воспитатель показывает последовательность изготовления куколок. Дети повторяют за ним.
После того, как куколки будут готовы, дети дают им имена.
Педагог.
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была!
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед,
Но преданья старины
Забывать мы не должны!
Педагог приглашает детей посидеть у старинного самовара и попить чай с баранками. Занятие окончено.
Атрибуты:
1. Мини – музей «Русская изба», расположенный у центральной стены зала.
2. Костюмы в фольклорном стиле для детей.
3. Костюм для педагога.
4. Народные музыкальные инструменты: ложки, балалайки, трещотки, гусли, бубен, дудочки.
5. Заготовки для изготовления платочных куколок по количеству детей.
6. Фонограммы народных мелодий.
Интересное занятие, педагогически значимое, учитывая актуальность патриотического воспитания в дошкольном возрасте.
ОтветитьУдалитьЗнакомя детей с фольклорным наследием нашего народа вы открываете им народную мудрость, накопленную веками, передавая им силу наших предков! УДАЧИ!
ОтветитьУдалить